Недавно, как ты знаешь, состоялась свадьба Богомолова и Собчак. Пока я смотрела многочисленные фотографии и видеозаписи с этого события, я думала только об одном: это действо большо походит на современный театр, нежели все то, что делает Богомолов в остальное время. Какие у тебя вообще впечатления от этого всего?
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
А нечего тут объяснять: опыт – это опыт. Он формируется, когда ты оказываешься в ситуации, в которой раньше не оказывался или оказывался, но внутри которой есть вспомогательные механизмы, помогающие посмотреть на нее с другого угла. Ты просто начинаешь немного по-другому думать, чувствовать, ощущать себя.
Вспомним твою последнюю статью. Как объяснить обывателю, каким образом должен формироваться опыт через театр?
В смысле делал ли бы я лабораторию как-то по-другому, чтобы ее не закрыли? Нет.
Я, если честно, вообще не следил. У Кашина хорошая колонка была по этому поводу. Я ее не читал, но из чьей-то цитаты понял основную мысль: вот вы, чуваки, пытаетесь эпатировать общество, а общество вообще не эпатируется, потому что и уровень эпатажа сегодня другой нужен, и про вас уже и так понятно, что вы циничные клоуны, а быть циничным клоуном было модно, ну, в 2005-м. Поэтому это может быть смешно, но находится далеко за горизонтом моего внимания. Мы же не обсуждаем всерьез свадьбу Николая Баскова и Анастасии Волочковой.
В той же статье ты говоришь об одном из своих последних проектов – арт-лаборатория «Смещение», – который досрочно закрылся из-за перформанса «Тридцать-первая». Как вообще разворачивалась вся эта ситуация?
Все было просто: когда вышли новости про задержание Ершова и операторки на «Медиазоне» и «Дожде», руководство театра напряглось. Потом им начали звонить всякие «дружочки» сверху, я понятия не имею, кто именно это был. Часов пять потребовалось, чтобы поставить мне ультиматум: либо я извиняюсь за событие и говорю, что театр не имеет к нему никакого отношения, либо лабораторию закрывают. Я, разумеется, извиняться за такое прекрасное событие никак не мог.
К слову о вмешательстве правоохранительных органов в деятельность театров, как ты думаешь, как дело «Седьмой студии» повлияло на театральное сообщество?
Думаю, что никак не повлияло, все просто зассали еще больше. Бессмысленный, абсолютно зверский процесс. Весь этот пиздеж про солидарность я не очень выкупаю, это пена на волнах Фейсбука.
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
А к акциям в поддержу Павла Устинова ты как относишься?
А как я могу относиться? Что я, против, что ли, буду? Если бы я был в Москве, я бы тоже вышел.
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
Я к тому, что люди тут тоже играют в «солидарность» или все-таки происходит какой-то сдвиг?
Я не говорю, что в случае с делом «Седьмой студии» люди играли в солидарность. У меня нет ни одной причины не верить в искренность тех, кто писал посты в защиту, записывал видео и выходил с пикетами. Потому что это реально абсолютно адовое дело. Я просто говорю, что разговор про то, что эта корпоративная солидарность что-то куда-то сдвинула – это разговор несущественный политически.