А какое у тебя любимое место в городе, помимо «Ровесника»?
Если говорить про бары, то мне нравится только один во всей Москве, помимо «Ровесника», бар Veladora. Во-первых, потому что он рядом с моим домом (смеется), но это не самое главное. Самое главное, что ты приходишь туда и там чувствуется, что ребята делают для себя, а такое редко где встретишь. Это определяется по тому, как с тобой бармен разговаривает, по тому, какие напитки они делают. Если ты хочешь попробовать что-то, чего нет в меню, то оказывается, что они готовы это для тебя сделать. И это все очень вкусно, у них какая-то камерная атмосфера, прикольный диджей, который может играть сначала супер-супер модную музыку, а потом поставить Агутина. Короче, там творится что-то, что когда ты приходишь туда, то чувствуешь себя как дома. За два месяца существования «Ровесника» я один раз туда ходил и больше нигде не был.
Я могу назвать несколько мест, которые достойно делают то, что они делают, но которые при этом мне не очень нравятся. Вот, например, Дом Культур – отличный проект, который мы уважаем, они классно делают свой концепт, но они нам не очень по душе. Потому что нам кажется, что там немного «снобски». То есть ты не можешь туда в трениках зайти, например.
Что еще классное? Возьмем кофейни. Вчера я был в ABC Coffee Roasters, они хорошо делают свое дело. Рестораны? Наверное, нет таких. Я еще люблю кинотеатр «5 Звезд на Новокузнецкой», потому что он странный: находится в каком-то старом молле начала двухтысячных, и это довольно абсурдно, но мне нравится. Китай-город мне еще нравится как район.
А вот «Кооператив Черный» тебе нравится? Просто, мне кажется, они на вас похожи по своей философии.
Да, они молодцы, у них кофе очень хороший. Обычно, кстати, вот такие независимые проекты классно делают, потому что они верят в это. К нам приходит много людей, снобов таких, смотрят наше меню и говорят: «Ой, такое маленькое меню», а понимающие люди говорят: «О, это хорошо, что у вас маленькое меню, потому что вы это делаете сами, у вас все свежее». Я тоже за простоту, за камерность. Не нужно давать людям тысячу коктейлей в карте выбирать. Просто предлагаешь выбор из пяти коктейлей, они все разные и в принципе покрывают максимальное количество запросов. То же самое и с вином, пивом. Люди приходят и говорят: «Ой, у вас всего два пива на кране!», а мы отвечаем: «Ну да! Зато у нас оно вкусное, мы долго его выбирали». Кстати, когда мы выбирали пиво, это вообще было очень тяжело, потому что процесс выбора алкогольных партнеров был необычным: они привозили free stuff и начинали нас спаивать. Ладно с вином – оно плюс-минус все одинаковое. Потом к нам приезжали пивные компании, так как нам нужен был недорогой поставщик хорошего пива. Его очень сложно найти, потому что, скорее всего, это значит российская локальная пивоварня. Они приезжают, выставляют 20 маленьких рюмочек, в каждую наливают пиво, но из-за того, что сорта разные, у них градус то повышается, то понижается. Получается, что ты пьешь все и мешаешь 20 разных напитков, а на следующий день у тебя голова ТАК болит. Я говорю, у меня голова так сильно от бутылки водки не болит. Мы перепробовали столько плохого пива, чтобы найти одну маленькую пивоварню, которая варит нормально.
Зато вы нашли бриллиант!
Да-да. К нам иногда люди приходят и говорят: «Блин, у вас пиво 150 рублей, наверное, какое-то дерьмо», а потом пробуют и понимают, что хорошее.
Цена не всегда значит качество. Странно, что не все люди это понимают.
Вот именно! Мы про это же. Нас все спрашивают про цены – это самый главный вопрос, почему у нас такие низкие цены, не планируем ли мы их поднимать и так далее. И мы отвечаем, что в городе мало мест, которые продают нормальное количество алкоголя за небольшую цену, потому что никто никогда не ставил такую задачу. То есть все, даже если и находят что-то дешевое в плане закупок, все равно ставят среднюю цену по городу. У нас были разговоры, что, мол, «вот как вы можете поставить условный Апероль Шприц – у нас это Фиеро Тоник – за 250 рублей? У нас вот в городе Москва Апероль Шприц должен стоить от 450 рублей до 600 рублей, причем 450 он должен стоить в дешманских местах, а 600 он должен стоить в элитных. Вы не можете взять и поставить его за 250». Я говорил: «Почему? Ведь он в закупке стоит, условно, 30 рублей, какого хрена? Почему вы так обманываете людей?».
Есть ребята, у которых через «Ровесник» проходит своеобразный «шелковый путь», они рассказывают: «Мы приходим в Deep Fried Friends, ничего там не пьем, дэнсим, потом приходим к вам [в «Ровесник»], выпиваем, немного дэнсим, а потом опять туда». Отлично, почему нет.
К нам приходил однажды один из основателей успешного заведения в Москве и сказал: «Нет, у вас, конечно, круто, но цены бы я поднял. Ну вот, например, драфт-коктейли вы до 290 рублей поднимите». Я про себя думаю: «Блин, 290, у нас и так большая проблема с мелочью. Мы не всегда 50 рублей отдать можем и говорим людям через 10 минут вернуться». А потом представил, что если сделать 290, то вообще полная дичь начнется.
Если бы ты смог оказаться на какой-нибудь вечеринке, какой бы она была, где бы она происходила и кого бы ты захотел там видеть?
Я бы, наверное, просто хотел пожить в 60-70-х, когда начиналась вся эта движуха за свободную музыку, где-нибудь либо в Америке, либо в Англии, чтобы просто это прочувствовать – я думаю, там были клевые подпольные вечеринки, – прочувствовать эту атмосферу, когда все максимально устаканено, а кто-то приходит и это все переворачивает с ног на голову. Мне нравятся такие моменты, когда люди еще не успевают адаптироваться, находятся в переходном состоянии. Я хотел бы пожить в такое время, потому что, мне кажется, там были клевые люди, которые несли что-то свое.
Не страшно было открывать «Ровесник» в месте, где и так много баров?
То, что много других баров, – нет, но у нас тут дикие соседи: слева Минкульт, а справа здание, которое тоже кому-то принадлежит, и там постоянно устраивают пышные свадьбы. И когда они это устраивают, то перекрывают всю улицу и не дают нам работать. Ну и Минкульт часто жалуется, да. Вот от этого страшно, а то, что вокруг много баров, даже плюс, потому что в принципе это такая тусовка, где люди сначала в одно место заходят, потом в другое. Здесь бары не совсем наши конкуренты – это больше пивные истории, где сидят мужики и пьют крафтовое пиво, едят бургеры.
Когда мы искали место, мы всерьез думали о том помещении, которое прямо напротив «Зинзивера». Оно, правда, очень дорогое было. Там два этажа сдавались, первый и второй, мы хотели взять второй, потому что он и дешевле, и больше нам подходил.
В принципе это дилемма: открываться там, где ничего нет, или там, где много чего уже есть и тусовка сформирована. Я все-таки считаю, что правильнее открываться там, где все уже есть, потому что так людям проще узнать о тебе.
Какой совет ты дал бы себе восемнадцатилетнему?
Я бы, наверное, посоветовал себе не идти в универ, потому что, если честно, время, которое я провел там, было немного потеряно. Если бы мне сейчас было восемнадцать лет, я бы точно не пошел в универ. Я один из тех людей, которые могут сами получить за год всю ту информацию, которую в вузах дают за 4 года. Я это понял за первые полгода после универа, потому что за 6 месяцев я получил гораздо больше знаний, которые мне реально помогают сейчас в жизни, чем за прошедшие 4 года. И вообще, я верю, что уже очень скоро классическое высшее образование уйдет в прошлое, потому что сейчас все онлайн. Если есть какой-то вопрос, например «как открыть бар?», ты просто набиваешь его в Google – и вот, пожалуйста. Тебе вообще ничего не нужно.
А по поводу личного, я бы сказал, что нужно беречь близких людей, не разбрасываться ими. Потому что по молодости я часто не дорожил крепкими отношениями и думал: «Друзья, да хер бы с ними», а сейчас я понимаю, что надо дорожить. Поэтому я дал бы такой совет: дорожить близкими людьми, которые рядом с тобой бескорыстно, и не идти в универ, а сразу что-то прикольное делать.