Важно ли для вас, чтобы сценарий был детально прописан?
Хорошо прописанный сценарий для меня, конечно, важен, но бывают и исключения. Я люблю хорошую художественную литературу, не всегда сценарную. Ведь сценарий – это намерение, а не руководство. Поэтому я их дочитываю до конца, но редко, только если они вызывают подлинный интерес. Бывают, например, сценарии, разбитые по эпизодам. И хотя в них нет языка как такового, подобный сухой текст может заинтересовать.
Читаете ли вы специализированные книги о живописи или фотографии?
Можно, конечно, читать об этом специальные книги. И многие из них сопровождаются достойным текстом. Но все же в процессе работы над фильмом вы с режиссером уже находитесь под большим впечатлением от сценария, образы уже сложились.
Можно ли сказать, что оператор на площадке – главный, ведь именно благодаря ему мы видим фильм? Как у вас складываются отношения с режиссерами?
Это так и одновременно не так. Работа над фильмом – заслуга многих людей. Одна из задач оператора – фиксировать изображение, придавать ему форму и свет. Так, в мизансценах костюмы на актерах вторгаются в пространство кадра, а камера лишь фиксирует это интересным образом. Вопрос лишь в том, что фиксирует оператор. Главная его задача – донести до зрителя идею режиссера. Оператор не должен разрушать то, что происходит внутри кадра. Безусловно, могут быть свои собственные решения мизансцен, но их надо перед этим обговаривать с режиссером. А с режиссером я стараюсь не спорить. Бывает, что по прошествии времени отдаешь себе отчет в том, что можно было бы запечатлеть сцену иным образом. Но вы снимаете фильм и, соответственно, мысли режиссера.