— Отделяешь ли ты произведение от автора?
Это интересный момент, потому что, например, мы же не хотим, чтобы библиотека фильмов Вайнштейна пропала, ведь он делал эти фильмы не в одиночку. Культура отмены чего-то задним числом кажется мне неправильной, но при этом, если известно, что с человеком что-то не так, имеет смысл дальше не поддерживать его деньгами или вниманием в медиа. При этом нужно понимать, что если правила игры не подразумевают какого-то механизма реабилитации, виновные в чем-то люди будут до конца хвататься за свою власть, так что здесь радикализация просто непродуктивна. Это как с диктаторами — они уходят, либо когда их убивают, либо когда им предлагают адекватные условия ухода. Если ты хочешь действительно все изменить, ты должен предложить какую-то маршрутную карту того, как человек может вернуться к нормальной жизни.
Кино — это все равно какая-то исповедь человека. Наказание в том виде, в котором мы все его понимаем, подразумевает ограничение свободы, но оно никогда не подразумевает ограничение свободы высказывания — нельзя отобрать у человека право общаться. Кино — это общение, и если оно человечное, как в том же «Офицере и шпионе» Полански, то почему бы про него не написать. Обязательно нужно освещать в статье, что происходит с режиссером, какое к нему отношение, но дальше нужно спокойно писать про фильм.
— Ты где-то сказал, что не кино формирует общество, а общество кино, потому что у общества есть запрос, на который индустрия реагирует. В этом случае можно ли накладывать ответственность на кино и на авторов, должны ли они быть «моральным компасом»?
Недавно мы делали благотворительный вечер с продюсерами ТНТ, где Евгений Никишов сказал, что для него принципиально важно не делать сериал про маньяков, потому что для какой-то части общества это станет руководством к действию. Никаких доказательств связи между этими вещами, насколько я знаю, нет. Если есть в человеке что-то, что заставит его зайти в кинотеатр и начать стрелять, то его точно также может триггернуть и компьютерная игра, и мемасик.
Еще мы делали недавно дискуссию про документальный сериал «Хватит!» о домашнем насилии, где я узнал от специалистов, что нет прямой связи между внешним воздействием на человека и его реализацией агрессии. Если мы говорим о суггестивности кино, то желательно, чтобы суггестия была позитивной, но запрещать что-то делать точно нельзя: во-первых, антипример тоже может быть примером; во вторых, будут меняться десятилетия и будет меняться отношение к чему-то; в третьих, кино — это все равно медиа, а в медиа должна быть свобода высказывания.