Во-первых, нет никакой логики, по которой человек зарабатывает тем, что он любит или хорошо знает –– к сожалению, часто это не так. Во-вторых, это стереотип считать, что человек «полюбляет» что-то рано и остается до конца жизни верен этой любви. Я, сколько себя помню, никогда вообще не задавался вопросом, кем стану или чем буду зарабатывать на жизнь. Совершенно не потому, что мы как-то благополучно жили, но просто в мою психологию это не входило. У меня в принципе было одно любимое занятие, кроме того, чем занимались все дети, –– я любил читать книги в большом количестве. Фильмов в моей жизни точно было не больше, чем у моих ровесников: передача «В гостях у сказки», поход в кино с кем-то из семьи и все.
Важнейшее десятилетие в моей жизни –– 90-е годы. Я 76-ого года рождения, соответственно, в 90-ом году мне было 14 лет. Вы знаете наверняка, что тогда произошел огромный бум в кино. Вдруг всё стали выпускать в кинотеатрах, снимали новые смелые фильмы с вещами, которые до этого были абсолютно немыслимы в кино: с обнаженной натурой, с разговорами о наркотиках, с социально-политической повесткой. Появились первые видеомагнитофоны и кассеты, которые были доступны для всех. Все стали «пожирать» тоннами мировой кинематограф, ранее скрытый от советских людей. Я в том числе. Это меня, конечно, во многом сформировало, но не в большей степени, чем книги, которые я тогда читал, или музыка, которую я слушал.
С кино сложилось случайно. После МГУ, в конце 90-х, я пошел работать на радио «Эхо Москвы». Выяснилось, что моя способность рассказывать не только про заседания Государственной Думы, но и про новую книжку или новый фильм –– это не такая частая способность. Так я привлек внимание коллег, которые предложили мне что-то написать про кино.
Потом у меня был момент в жизни, когда я понял, что можно аккредитоваться от издания куда-то. Я пробовал одновременно подать заявку на кинофестиваль в Гластонбери и на Каннский фестиваль. Из Гластонбери мне прислали бумажное письмо, которое, учитывая работу Почты России, пришло уже после окончания фестиваля. А из Канн вовремя прислали email, и мне удалось договориться с главным редактором Алексеем Венедиктовым о том, что он отправит меня туда взамен на ежедневное вещание. Был 1999-ый, мне было 23 года. С этого все началось. Канны открыли мне глаза на то, каким может быть кино, как можно его видеть, что такое кино в оригинале на большом экране, что такое пять-семь фильмов в день, снятых в разных странах людьми с абсолютно разными бэкграундами. Это взорвало мне мозг. Приехав оттуда, я уже понимал, что хотел бы заниматься этим. У меня не было бóльших амбиций, чем продолжать рассказывать про кино на радио. Но опять же, как филолог, я человек пишущий, поэтому постепенно стал немножко писать.
Нет ничего магического в этой истории. Никак судьба меня не поцеловала, и никакой Дэвид Линч не благословил, хотя очень хотелось бы на это рассчитывать. Просто это был заработок в конце 90-х для мальчика с гуманитарным образованием. Возможностей зарабатывать было не так много, но журналистика была одной из них, а культурная журналистика давалась мне без большого труда.