В октябре 2020 года музыкальное агентство Noah Music решилось на большой творческий эксперимент – ребята создали резиденцию, в рамках которой молодым музыкантам были предоставлены пространство, оборудование, специалисты и свобода в реализации собственных идей. Результатом стал сборник «Noah.Резиденция», куда вошли треки участников проекта.
CEO музыкального агентства Noah Music о создании творческой резиденции, работе с молодыми музыкантами и высказывании юных сердец, ставшим альбомом
— Как появилась идея создать резиденцию?

За годы работы и общения с артистами мне стали очевидны несколько основных проблем музыканта, особенно начинающего: отсутствие нетворкинга и открытого к коллаборациям окружения, а также невозможность абстрагироваться от повседневного контекста. Многие артисты, с которыми я работала, жаловались на творческие кризисы, обуславливая их тем, что их постоянно что-то выбивает из потока. А фраза «творческий кризис», звучащая из уст артиста, – красная тряпка, выбивающая из равновесия любого музыкального менеджера. Она рушит абсолютно все планы проекта и часто не поддается объяснению для хоть и креативного, но все же системного, менеджерского взгляда на вещи.

Мы с командой начали думать, как мы можем, хоть и краткосрочно, но создать условия для непрерывного креативного процесса и среду, способствующую реализации новых идей и полному отрыву от повседневности. Помимо пространства и технических возможностей, нам хотелось предоставить участникам безопасную атмосферу для полезных знакомств, чтобы показать, что командная работа, особенно на начальных этапах, – один из ключей к успеху.

В процессе разработки нашлось место и для моей любимой ветки – образовательной. Я очень болею за идею, что артисту стоило бы разбираться в том, как работает индустрия, – так и работать в ней будет легче. Но попытки понять механизмы для многих творческих личностей – часто тоже отвлекающий фактор. Поэтому мы поставили перед собой еще и задачу позвать несколько спикеров из индустрии, которые могли бы в комфортном формате поговорить с участниками о прикладных вещах. Я тоже выступала среди спикеров как основатель школы музыкального менеджмента Zakulisa.me и могу сказать, что диалог с музыкантом очень отличается от диалога с менеджером – о многих моментах музыкального бизнеса приходится говорить с совершенно другой перспективы.

Таким образом, мы финализировали концепцию проекта Noah. Резиденция как комплексный формат, который поможет молодым артистам справиться со своими болями в творчестве и подняться в нем на ступеньку выше.
— Можно ли выделить какие-то критерии (помимо формальных), которые вы так или иначе хотели видеть в участниках проекта?

Мы стойко прочли более 300 писем-заявок и прослушали чуть ли не в 3 раза больше треков от претендентов. И помимо очевидных критериев – наличия авторского материала и желания поучаствовать в творческом беспорядке, в итоге мы ориентировались на ощущение «вау, почему я не слышала этого раньше».

Все участники резиденции – еще несправедливо ноунеймы для рынка. И в этом, на самом деле, их преимущество. Они пока очень честно звучат во всем, что делают. Будет классно, если проект даст возможность большему количеству людей открыть для себя их имена. А еще лучше, если это не помешает им сохранить свою честность.

— Какие цели вы ставили перед собой при запуске резиденции?

Чтобы задуманное реализовалось, и никто не сошел с ума :)

На самом деле, нам хотелось абстрагироваться от очевидных тенденций, перестать гнаться за хуковыми припевами и дать такую возможность музыкантам. Просто на неделю поставить на паузу гонку и поделать музыку безоценочно и в свое удовольствие. А на выходе надеялись получить такой материал, который сами могли бы добавить в свои плейлисты и слушать на репите с двойным удовольствием: не только потому что это настоящая и живая музыка, но и потому что мы приложили руку к тому, чтобы дать этой музыке жизнь.
— Какой этап работы запомнился больше всего?

Для Noah это первый такой опыт, поэтому каждый этап был в новинку, а от того – незабываем. Мы в команде установили правило невмешательства в творческую деятельность ребят: мы рассказывали им про музыкальную индустрию, объясняли, как технически отрабатывается релиз, но за процессом создания наблюдали исключительно со стороны.
Самый запоминающийся для меня момент случился именно в этом наблюдении: в первые дни знакомства ребята в небольшой группе решили попрактиковать одну из техник сонграйтинга. Выбрали случайную и, на первый взгляд, довольно поверхностную тему и разошлись по углам, чтобы каждый что-то от себя написал. Выглядело, как простое упражнение на раскачку навыков. Этих ребят было довольно сложно представить в одном треке: разные характеры, тембры, полярные интересы и бэкграунды. Да и выбранная тема, повторюсь, совсем не звучала как что-то, что может этих людей объединить.

Но именно так и родился заглавный трек сборника – «Все свои», который Sultan Shakur, TALAYA, SVOYA и Екатерина Глинникова написали, разойдясь по углам, а наш звукорежиссер Костя STANTI собрал воедино. В этом треке не только больше всего раскрылась концепция эксперимента, но и некоторые участники раскрыли свои совершенно неожиданные стороны.
— Можете выделить главные принципы работы с творческой командой?

По моему опыту главный принцип работы с творческой командой – не строить относительно нее никаких ожиданий. Тогда велика вероятность, что результат порадует.

А еще творческих людей обязательно нужно координировать, но крайне деликатно. Чтобы это не было вторжением на их эмоциональную территорию, а лишь рельсами для плавного прибытия к пункту назначения – произведению. Без рельс все-таки слишком просто рассыпаться в миллионе идей и так и не собрать их во что-то цельное.

— Есть ли у сборника общая концепция?

Чтобы максимально сохранить творческую свободу, мы не вводили никаких правил, кроме взаимопомощи, и рамок, кроме временнЫх. Поэтому и стилистический вектор задавать не стали – доверились потоку. Это ведь задумывалось как эксперимент.

Интуитивно было ощущение, что синергия сработает, и концепция прорисуется сама собой. Так и вышло: в день прослушивания демок всем стала очевидна драматургия сборника. Это невероятное ощущение, когда слышишь, что все переплелось, срослось и сработало. Каждому удалось сохранить свою аутентичность внутри композиций, при этом протянув красной нитью сквозь 8 треков одни и те же смыслы – только в индивидуальной интерпретации.

Ребята спели о том, о чем хотели, а не о том, что диктует рынок. О том, что болит или греет. О грузе и легкости. Некоторые треки звучат нарочито наивно, но и это – форма выражения глубины.

Я убеждена, что слушателя давно не обманешь выдуманными чувствами и обстоятельствами, ведь настоящая музыка – это про что? Про погружение в эмоцию, про мурашки. Этот сборник про юность и искренность сердца. И это та концепция, которая проявилась постфактум. И, наверное, та концепция, которая подсознательно сидела в нас на этапе зарождения идеи. Поэтому так все и совпало.
— С какими неожиданными трудностями пришлось столкнуться в ходе работы?

Творческие люди часто живут абсолютно вне пространства и времени. Мы это всегда знали. Но все равно почему-то рискнули создать для них расписание и график, чтобы творческий беспорядок не превратился в творческий хаос. Идея с графиком, конечно же, провалилась. Были дни, когда в студии не хватало места, а у звукорежиссера – сил и терпения. В этом неравном бою с вихрем коллективного вдохновения мы даже потеряли одного звукорежиссера. А были дни, когда планировали прийти все, а появилось всего пара человек. Тут мы переживали, что при такой разрозненности посещения, кому-то из ребят не удастся найти точек соприкосновения с другими участниками. Но, как видите, более чем удалось.

Сложности тайм-менеджмента превратили, например, и планирование финальной фотосессии в настоящий квест. Через тернии была найдена дата, в которую появиться на съемке могут наконец-то все. Но на этом этапе вмешались новые обстоятельства. Накануне дня X сразу несколько участников Резиденции получили положительные тесты на COVID-19, что поставило под угрозу реализацию уже подготовленной съемки в единственную возможную дату.

Вы могли обратить внимание, что на обложке сборника некоторый участники присутствуют в качестве изображений в телевизоре. Мне бы очень хотелось рассказывать об этом, как о какой-нибудь глубокомысленной креативной концепции, но открою секрет: это способ, найденный уже в момент съемки, компенсировать физическое отсутствие ребят. Мы тогда попереживали, но теперь вспоминаем с улыбкой, ведь получилось очень в духе текущего времени: в последний год экран, зачастую, – это единственная возможность увидеть некоторых людей.
— Главное, чему вы научили участников проекта и чему научились у них самих.

Мне кажется, что нам удалось показать участникам, что возможности для творчества можно найти где угодно, и что бескорыстная командная работа ничего не отбирает, а наоборот – дает. А еще, что нельзя недооценивать то, что делаешь. Многие признавались, что отправляя анкету совсем не верили, что пройдут отбор. Но они здесь. А сборник уже на всех площадках.
От ребят мы научились очень важному – бесстрашию в коммуникации. За неделю проекта они открылись перед совершенно незнакомыми людьми – друг другом и нашей командой. А теперь бесстрашно открываются перед огромным количеством незнакомых слушателей. Наблюдая за ними, мы еще раз убедились, что искренность – это не про идеальную выверенность. За гладкую поверхность ведь сложно зацепиться. Так и в музыке: иногда не стоит бояться оставлять шероховатости.

А главное, чему проект научил команду Noah, – все возможно, если этим горишь. Мы много сомневались, но это не давало нам перегореть. У проекта был срок – всего неделя, перед которой было несколько месяцев брейнштормов и обсуждений, а после которой – несколько месяцев постпродакшна, правок, сбора данных. Теперь есть сборник, у которого нет срока, ведь он навсегда. И это дает нам топливо, чтобы не перегорать и придумывать что-то еще.

— Как бы вы описали сборник тремя словами?

Высказывание юного сердца.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website