Роман Бобылев

шеф-редактор
сайта «Афиша»
о журналистском образовании,
Интервью: Алена Петрова
шеф-редактор
сайта «Афиша»
настоящем и будущем «Афиши»,
фаворитах уходящего десятилетия.
— Всегда ли ты хотел быть журналистом?

— Конечно, изначально я рассматривал другие варианты — спортсмен или юрист. Но в 9 классе я понял, что хочу быть журналистом, и с тех пор мое видение будущего не менялось. Я пошел в Школу Юного Журналиста в 10 классе, а в 11 классе уже целенаправленно готовился к поступлению в университет на журфак — я готовился к английскому, к литературе, дочитывал то, что не успел прочесть до этого, по сути, открывал для себя журналистику. Тогда у меня была цель стать спортивным журналистом, из которой в итоге ничего не вышло, но в журналистике я все равно остался.
— У меня как раз был вопрос по поводу спортивной журналистики. Я листала твои социальные сети и увидела, что там много репостов статей эту тему. Хотела спросить, почему все-таки не спортивная журналистика? Почему «Афиша»?

— Просто так сложилось. Когда я еще думал, что спортивной журналистикой заняться реально, я посвящал этому много времени: много смотрел и изучал сам, ходил на курсы спортивной журналистики, которые у нас были в университете, даже стажировку я сначала проходил на НТВ-Плюс, на championat.com, но это ни к чему не привело. Я был просто стажером без дальнейших перспектив, поэтому ушел оттуда. Когда я начал искать настоящую оплачиваемую работу, то сначала это была социальная журналистика, а потом уже «Афиша».
Со спортивной журналистикой пока никак [не складывается]. Я не теряю надежду — возможно, в будущем получится, но пока нет.
— Ты в МГУ учился, правильно?

— И бакалавриат, и магистратура. Шесть лет.


— Почему ты с таким грустным выражением лица это говоришь?

— Это все должно было ограничиться четырьмя годами — последние два года были нужны только для того, чтобы завершить обучение на военной кафедре.
— А как ты считаешь, тебе пригодилось твое высшее образование или ты мог преуспеть и добиться того же самого и без него?

— Я считаю полезным высшее образование, которое я получил в МГУ. И с точки зрения мировоззрения, и с точки зрения фундаментальных знаний по литературе. Хотя это большой вопрос, нужны ли они современному журналисту. Скорее нет. Но все равно я благодарен всем преподавателям, всем сокурсникам, которые окружали меня там, — всему окружению. Это важно, потому что общение с ребятами из моей и параллельных групп открыло для меня журналистику в том виде, в котором я ее понимаю сегодня. Это далеко не только заслуга образования. Некоторые преподаватели — закостенелые, уже довольно пожилые и находящиеся вне современного контекста, а некоторые просто наплевательски относились [к преподаванию]. Были хорошие преподаватели, тут и говорить нечего, так везде. Какой университет ни возьми, будут как классные преподаватели, так и люди, которые непонятно что здесь делают вообще. МГУ не исключение.
— А многие твои однокурсники работают по специальности?

— Недавно я как раз составлял для себя список однокурсников, которые продолжили заниматься журналистикой. Оказалось, что их очень мало. У нас были очень большие курсы — по триста человек на каждый курс, — и я посчитал, что из моих знакомых только человек 10−15 работают в журналистике. Очень многие ушли в PR, другие занимаются непонятно чем, не связанным с журналистикой. Тех, кто занимается самым важным, расследовательской журналистикой, или просто как-то с ней связан, очень-очень мало.
— Как ты думаешь, за кем или за чем будущее журналистики?

— За настоящими профессионалами, за теми, кто хорошо понимает свою цель, кто под журналистикой видит реально «четвертую» или хоть какую другую власть, а не просто пишет под диктовку тех или иных заинтересованных людей. Так делают многие, потому что подавляющее большинство изданий, так или иначе, связаны с собственниками, у которых всегда есть свои интересы и тому подобное. В общем, будущее за теми, кто будет независим, будет подстраиваться под новую журналистику, потому что все очень быстро меняется. Нужно успевать следовать за трендами, а не сидеть на жопе ровно и думать, что можно так двадцать лет работать и все будет нормально. Нет, не будет нормально, все очень быстро устаревает, поэтому нужно следить за тенденциями.
— То есть главными качествами, которыми нужно обладать, чтобы преуспеть в твоей сфере, являются умение адаптироваться и целеустремленность?

— Нельзя назвать их самыми важными, но они точно входят в список, учитывая, что сейчас все меняется очень быстро и с технической точки зрения, и с точки зрения потребностей людей. Сейчас все говорят, что видео — это круто, у нас сейчас эра видеопотребления, за видео будущее. Не знаю, то же самое говорили про VR, про 3D, но это не обрело такой популярности.
— Какие твои дальнейшие планы после «Афиши», или ты не смотришь так далеко в будущее?

— Я просто совсем недавно занял в «Афише» новую должность. Я был новостным редактором, потом стал шеф-редактором новостного отдела «Афиша Daily» — абсолютно медийного издания, а теперь возглавил afisha.ru как сервисно-медийный портал. Это совсем другой спектр ответственности и моих задач. Пока не знаю, сколько мне еще понадобится времени, чтобы полностью суметь реализовать то, что должно сделать «Афишу» лучше, вывести ее на другой уровень.
— А чем ты сейчас, как главный редактор «Афиши», занимаешься? Что входит в твой функционал?

— Я отвечаю в первую очередь за контентное наполнение afisha.ru. Это подборки, материалы, новости — обычная медийная часть издания. В дополнение к этому — заполнение информации о главных событиях в Москве и Петербурге. «Афиша» продает билеты на разные мероприятия в этих (и не только) городах, поэтому наша задача в том, чтобы люди понимали, на что они покупают билеты. Плюс это наши совместные с командой задачи по улучшению «Афиши» как продукта: как ей развиваться, как нарастить продажи там, где они у нас чуть ниже, чем могли бы быть. Ну и дальнейшее расширение функционала «Афиши»: возможно, возвращение сериалов или даже появление спортивного раздела на сайте. Это пока из разряда нереализованных идей.
— А читал ли ты именно журнал «Афиша» перед тем, как его в 2015 году закрыли?

— Да, бывало, но я не могу назвать себя настоящим фанатом «Афиши», потому что в то время я был еще далек от «афишевской» журналистики. В моей журнальной коллекции где-то 4−5 «Афиш». В этом плане я очень отличаюсь от моих коллег, у многих из которых есть полные архивы: они годами следили за журналом, знали всех героев, всех авторов. За то время, что работаю в «Афише», я их догнал, но с этим бэкграундом им было комфортнее, они сразу вливались в коллектив.


— Как ты думаешь, чем «Афиша» как медийно-сервисная платформа отличается от печатной версии?

— Это то же самое, что сравнивать любое интернет-издание и печатный журнал. Появилось больше возможностей, это уже не только тексты, новости — это и видео, и подкасты. Печатный журнал был ограничен в объеме, здесь же твои возможности безграничны. Если у тебя получилось большое интервью, ты можешь выпустить его без серьезных сокращений, тебе не надо подстраиваться под ограничение, допустим, в три полосы на материал. Появились социальные сети. Мы стали продавать билеты в конце концов. В журнале это было бы проблематично.

Изредка поднимается вопрос: может быть, стоит вернуть печатную «Афишу»? Наверное, нет. Всей печатке надо сказать: «Пока!», оставить только 2−3 крупных важных издания, которые бы делали сочный продукт. Это не должна быть печать ради печати. Мне кажется, интернета достаточно, по крайней мере, для «Афиши».


— В чем заключаются основные принципы, на которых базируется работа «Афиши»?

— Главный принцип afisha.ru — создание гида по главным развлечениям в Москве и в Питере. У нас в базе 260 городов, но города, помимо миллионников, конечно, освещаются меньше, потому что там не так много нашей аудитории. Москву и Питер мы стараемся покрывать максимально, чтобы человек, заходя на «Афишу», мог легко решить, чем ему заняться. Например, купить билеты на мероприятие, прочитав интересные тексты-рекомендации от нас.
— У многих «Афиша», именно afisha.ru, ассоциируется с вашими подборками. Сейчас мы подходим к концу очередного десятилетия. Можешь, скажем, назвать 1 фильм, 1 альбом, 1 концерт. Что-то такое, что стало для тебя значимым.

— Что на меня произвело такое больше впечатление? Еще надо на 10 лет назад оглядываться: то есть это с 2011 года, я тогда школу закончил.

Знаешь что? Я просто зайду на «Афишу» и посмотрю последние фильмы за 10 лет, какие там есть. Возможно, один из них как раз будет из этой категории.

Наверное, я выделю фильм «Прочь». Это реально очень крутой — не назову его хоррором, хотя моя супруга его таким считает — фильм. После просмотра было ощущение, что автор везде попал в точку. Его второй фильм ["Мы"] уже с открытым и не до конца ясным финалом, да и общая драматургия все-таки уступает.

Еще я выделю «Головоломку» — очень хороший пиксаровский мультик. Не знаю, получится ли когда-нибудь у Pixar превзойти «Головоломку».

«Зеленую книгу»
, которая выиграла Оскар 2018 года, я посмотрел совсем недавно, она мне очень понравилась, но выделять ее как лучший фильм десятилетия… Пожалуй, нет.
— Почему достаточно?

— Потому что это не будет пользоваться популярностью. Найдется, конечно, несколько человек, которые будут кричать: «Ура! Печатная „Афиша“». Мы, наверное, тоже будем рады — у кого-то еще есть ностальгическое чувство, что печать — это круто, можно потрогать, что ты сделал. Но от этого надо отходить — все уже должно быть в интернете и в приложениях. Вот у «Афиши Daily», например, нет приложения. Если говорить о будущем издания, то это, на мой взгляд, как раз мобильное приложение: удобное, красивое. Не надо делать красивый журнал, лучше сделайте красивое мобильное приложение — это важнее.
— А если говорить про музыкальный альбом или какого-то исполнителя?

— Для меня главным открытием в последнее время была группа Portugal. The Man, выступление которой я несчастным образом пропустил, уехав в Абхазию, в очень сомнительную поездку, а концерт был классным. В общем, одна из главных трагедий моей жизни за последние несколько лет.

Что еще там из альбомов было? У Тревиса Скотта недавно вышел неплохой альбом «Astroworld». Он мне прямо зашел.
— Что-нибудь из книг?

— Подарок моей супруги — двухтомная биография Микеланджело Буонаротти от Ирвинга Стоуна. Это очень грамотно написанная книга, которая читается на одном дыхании. Минус книги заключается в том, что при описании работ Микеланджело, как он над ними трудился, автор книги не приводит иллюстрации, поэтому чтение было как в университете: читаешь книгу, а параллельно у тебя открыт интернет, чтобы смотреть, что это за скульптура или полотно, существует ли оно до сих пор или нет (большинство работ, конечно, утеряны, что печально). Но это очень классная книга — лучшей биографии я в своей жизни не читал.
— Ну и напоследок: какой совет ты дал бы себе восемнадцатилетнему?


— У меня только сегодня супруга спрашивала: «Рома, в восемнадцать лет каким ты себя видел двадцатишестилетним?». Я ей ответил, что понятия не имею, максимум, что бы я сказал — что я работаю, наверное.

Себе восемнадцатилетнему я сказал бы: «Трать меньше времени на всякую фигню, больше учись, читай больше книг, больше общайся с друзьями, с родителями». Я со всеми в нормальных отношениях, но можно было им больше времени уделять.
Сказал бы: «Читай „Афишу“ (смеется), это тебе поможет! Все возможно! Больше занимайся спортом, следи за здоровьем и верь в себя».

Что можно еще сказать себе в восемнадцать лет? Наверное, это все. Как видишь, ничего выдающегося. То есть мне, скорее всего, все то же самое тогда мама говорила, просто когда тебе восемнадцать лет, ты не слушаешь своих родных. А вот если бы ко мне 18-летнему пришел я, 26-летний, я бы в 18 лет офигел, но, наверное, послушал.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website